Стороны психической деятельности

image

     Способность человека отдавать себе отчет в потребностях и способностях, контролировать влечения, мотивы поведения, мысли и переживания, направлять волевые усилия определяются сознанием. В то же время человек выполняет значительную часть действий автоматически, то есть не отдавая себе в них отчета и не делая специального усилия для их выполнения.

     Признавая реальность неосознаваемой стороны психической деятельности, советские ученые не считают ее, подобно 3. Фрейду, неизменным антагонистом сознания и властителем внутреннего мира человека. Напротив, обе эти стороны психической деятельности, по мнению В. Е. Рожнова, связаны постоянным взаимодействием. У здорового человека они дополняют, подкрепляют и обогащают друг друга, находятся в синергических (содружественных) отношениях. Именно такие взаимодействия обеспечивают возможности гармонии человеческой личности, воспитываемой, нарабатываемой, а не изначально заданной возможности.

     Знакомясь с рассказом Р. Стивенсона, мы видим, к чему привела искусственная попытка расчленить единство сознательного и бессознательного. Автор же лишь помогает читателю постичь эту мысль. Есть в нем и другая мораль. На жизненном пути становления каждой личности ее подстерегает часто неожиданное сплетение объективных и субъективных факторов, добра и зла — источник многообразных конфликтных моральных ситуаций. Человек оказывается в положении былинного витязя на распутье перед проблемой выбора.

     Сведем множество вариантов для наглядности к двум принципиальным. Один — когда личность поступает по воле случая, исходя из первых побуждений, неосознаваемых мотивов поведения, игнорируя все и вся, не сопротивляясь, не пытаясь оценить себя и окружающее во взаимодействии. Другой — когда человек действует сознательно, определившись в своей жизненной позиции, целях, нравственных ориентирах.

     Человек потому и человек, что он имеет возможность выбора, оценки, решения, он способен управлять своими потребностями, желаниями, не дать последним взять власть над собой.


Философские концепции современного казахского романа